Диктанты по русскому языку за 2 класс УМК "Школа России"
Диктанты по русскому языку для 2 класса представляют собой орфографические упражнения, направленные на проверку и систематизацию знаний учащихся. На странице представленные диктанты подходят для всех четвертей и полугодий второго класса.
Представленные материалы пригодятся как школьникам (для предварительной подготовки), так и учителю (при составлении плана урока). Грамматические задания можно редактировать в соответствии с проходимой программой.
Диктанты в сборнике соответствуют учебнику по русскому языку Канакиной и Горецкого
Выбранные для данного пособия проверочные диктанты нацелены на оценку уровня развития у школьников навыков грамотного письма к завершению каждой четверти.
Материал для письменных заданий был отобран в соответствии с темами, изучаемыми в учебном курсе русского языка второго класса по учебно-методическому комплексу "Школа России". Кроме того, включены тренировочные диктанты для самостоятельной проверки знаний.
Для проверки уровня усвоения орфоэпических, лексических и грамматических норм русского языка подобраны грамматические задания, соответствующие каждому тексту. Оценивается как базовый, так и повышенный уровень освоения материала по Федеральному государственному образовательному стандарту. Задания повышенной сложности отмечены звездочкой (*)."
Содержание
Тема 1: жи/ши, ча/ща, чу/щу
Майский гам
Грянул майский гром. Заполнили лес чудесные звуки. Бормочут молчаливые совы. Лопочут зайцы. В чаще пропищал комар. Чуть слышно прозвучали бубенчики ландыша. В лужах плещутся и урчат лягушки. Даже сухой лист ожил. Шуршит и шмыгает по земле.
(36 слов)
________
Зима
Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чащу. По ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка. На льду сидят рыбаки. Мой товарищ поймал большую щуку.
(33 слова)
________
В роще
Как хорошо весной! Мы идем в дубовую рощу. Тут весело поют чижи и дрозды. Громко кричат грачи. Стучат пестрые дятлы. Трещат шустрые сороки. Над цветком жужжит пчела.
(27 слов)
________
Детский сад в зоопарке
Весной в зоопарке появились новые жители. Чудной медвежонок Топик сразу подружился с обезьянкой Чикой. Едят из одной миски тигренок Акбар и волчонок пик. Бельчонок Рыжик весело скачет по площадке. Львенок Кинг ловит его пушистый хвост.
(35 слов)
________
Алёша Чайков и Андрей Шишкин — два товарища. Оба любят животных. У Алеши живет ручная ворона. Он ухаживает за Карой. У Андрюши чудесная собака — Акбар. Мальчик учит Акбара служить.
(28 слов)
Тема 2: чк/чн/чт/щн
Весна
Пришла шумная весна. Звонко поют птички. С сучка на сучок скачет рыжая белочка. Журчат ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Из разлома березовой веточки капает прозрачный сок. Яркими кружочками зеленеют кочки с брусничником.
(32 слов)
________
В лесу
Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка. На поляне бегает зайчик. Детям хорошо в лесу.
(31 слово)
Тема 3: Двойные согласные
В класс вошла учительница Анна Ивановна. Начался урок русского языка. Дети записывают слова с орфограммами. Сегодня одиннадцать учеников получили пятерки.
(20 слов)
Тема 4: Звонкие и глухие согласные
Наш сад охранял сторож Остап. С ним жил большой пёс Марат. Однажды зимой ударил крепкий мороз. Остап надел тулуп, шапку, варежки, тёплую обувь. Но ему было зябко. Он продрог и дул в ладошки. Вокруг мрак и тишь. Ветхую изгородь занёс снег. Низкое деревце накрыл сугроб.
(45 слов)
________
Раз ночью сквозь разбитое оконное стекло вскочила большущая мерзкая жаба. Увидела Дюймовочку. Схватила скорлупку с девочкой и выпрыгнула в сад. Там текла широкая река. У берега была топкая и вязкая тина. Тут жила жаба с с сынком. Он был гадкий и противный. (по Г.Х.Андерсену)
(42 слова)
Тема 5: Разделительный мягкий знак
Семья Воробьевых
Семья Воробьевых большая и дружная. Все заняты делом. папа пишет научную статью. Бабушка шьет платье внучке. Мама утюжит белье. Дети Илья и Татьяна учат уроки. За ужином все пьют чай с черничным вареньем.
(33 слова)
Словарные диктанты
Крошечный, строчка, изящный, розочка, речной, мачта, звучный, удачный, помощник, вазочка, чтение, красочный, хищник, уличный, платочки, мощный, мучной, минуточка, одуванчик, овощной, пушечный, почта.
(22 слова)
________
Июль, скамья, колосья, брать, ульи, веселье, день, зимовье, шьют, зелень, мыльница, Татьяна, Мальвина, житьё, чутьё, листья, костя, печенье, стулья, плюшки, крылья, летчик, качели, пьеса, бельё, ателье, муравьи, мёд, вьюга, салют.
(30 слов)
________
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.
(16 слов)
Диктанты по УМК "Школа России"
Пришла весна. Пробегает слабый ветерок. Весеннее солнце сгоняет снег. Оживает каждый кустик и травинка. На деревьях набухли почки. На голых ветках орешника показались цветы. Они похожи на серые колючки на гибких прутьях.
(32 слова)
________
Еж проснулся
Под корнями березы была нора. Наступила радостная весна. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Солнце согрело землю. Ёжик выбежал на лесную поляну. По лесу побежали весёлые ручьи. Холодные ручей разбудил зверька. (по Г. Скребицкому)
(33 слова)
________
Курица и цыплята
Курица ведет по двору цыплят. Пушистые комочки пищат и скачут. У крыльца большой цветник. А вот ворота в огород. На грядках краснеют помидоры, зреет капуста. Заметил цыпленок на земле червячка. Хвать беднягу! Закудахтала курица. Она хвалит сыночка. (по Н. Павловой)
(38 слов)
________
Светит яркое солнышко, тают снега, плачут снежинки. На реке треснул лед. Над водой кружат быстрые чайки. К реке вышли лось и лосенок. Звонко стучит лесной доктор. Выскочил на поляну зайчишка. Звери и птицы рады теплу и весне.
(37 слов)
________
Наша дача у лесочка. Там речка Щур. Был июль. Утро. Мы ловили рыбу на реке. Кот Васька спал в траве. Мы поймали окунька и щуку. Первую рыбку дали коту.
(29 слов)
________
Дети играли в школу. Таня была учительница. Был урок русского языка. Петя принес ручку и тетрадь. Он писал слова и делил их по слогам. Игорь называл буквы алфавита. Анна читала стихи. Все хорошо работали.
(34 слова)
________
Осень. Давно улетели на юг журавли. В лесу смолкли птичьи песни. Часто льют дожди. Сильный ветер рвет листья с деревьев. Над елью кружили клесты. Вот качнулась ветка. Это прыгнула белка. В сучьях сосны жилье зверька.
(35 слов)
________
Декабрь
Новый год у ворот. Сторожка лесника. Дядя Ваня и ребята идут в лес. Они несут подарки. Для зайца морковку и листья капусты. Для лосей соль. Для птиц зерно и ягоды рябины. Лесные жители будут рады гостям.
(37 слов)
________
Май
Май. Настали теплые деньки. Зеленая листва укрыла деревья. Весело поют дрозды и чижи. На земле сочная травка. В лесу цветут душистые ландыши. Зреют лесные ягоды. Гудят шмели. Пчела летит от цветка к цветку. В цветах сладкий сок. У ручья урчат лягушки. К воде ползет уж.
(46 слов)
Слова для справок: настали, зеленая, сочная, зреют, душистые, лесные, сладкий (учитель орфографически проговаривает безударные окончания имен прилагательных и глаголов).
________
Дружба
Пес Мухтар и кошка Мурка дружили. Весной Мурка родила пять котят. Котята быстро росли. Однажды кошка ушла. Котята пищали. Мухтар стал играть с малышами. Большой котенок влез Мухтару на спину. Пес был рад. Скоро пришла Мурка, она стала кормить котят молоком. Мухтар весело смотрел на друзей.
(47 слов)
Слова для справок: однажды, родились, росли, стала.
________
У дятла чудесный язык. Он у этой птицы большой длины. А ещё язык липкий. Муравьи часто прилипают к нему. Живая липкая ленточка!
(22 слова)
________
Умные обезьяны
Сложно собрать растения для гербария. Учёные решили обучить этому обезьян. Они показали им образцы редких растений. Скоро животные принесли растения и их плоды людям.
(26 слов)
________
Лосины
Лосина – вид замши. Раньше лосинами называли парадные штаны военных. Они плотно облегали ноги. Натягивали лосины мокрыми. В девятнадцатом веке лосины носили в некоторых полках России.
(26 слов)
________
Конфетное дерево
В горах Азербайджана растут удивительные деревья. Их плоды похожи по виду на соевые батончики. Плоды имеют вкус изюма. Такие конфеты очень любят есть дети. Конфетное дерево называется говения.
(30 слов)
________
Бабочки
На севере Австралии встречаются очень большие бабочки. Своими размерами они достигают двадцати шести сантиметров. Местные жители употребляют их мясо в пищу. За бабочками охотятся и стреляют в них из лука.
(31 слово)
________
Саамы
В тундре живёт народ – саамы. Они очень бережно относятся к своей родной земле и считают её живым существом. Деревья и трава – её волосы. Зелёный дёрн, тундровый мох – её кожа. Поэтому нельзя делать больно земле.
(35 слов)
________
Новый хвост
Когда ящерица теряет свой хвост? Когда хвост ящерицы попадает в ловушку. Такая способность является защитной. Так ящерица спасается от своих врагов. Но потеря хвоста болезненна для зверька. Ведь с помощью хвоста ящерица сохраняет равновесие.
(36 слов)
________
Селение из соли
В Алжире есть селение Фази. В Фази все дома и даже крепость со стеной сделаны из обычной соли. В этих местах очень редко выпадают дожди. Вот почему селение из соли существует уже много лет.
(37 слов)
________
Одуванчики
Одуванчики появляются в конце весны. Они цветут почти всё лето. Во многих странах одуванчик считают сорной травой. А жители Японии и Индии выращивают его и едят. Из молодых листочков делают салат. Из сухих листьев готовят вкусный напиток.
(38 слов)
________
Глубинные рыбы
В глубине моря царит темнота. Там плавают светящиеся рыбы. У каждого вида рыб сверкают разные огоньки рваных цветов. Чаще излучают свет глаза или пятнистые бока. У многих рыбок очень сильный свет. Такие рыбки даже хищника могут ослепить.
(39 слов)
________
Комнатные растения
Комнатные растения не только украшают наши жилища. Ещё давно садовая герань считалась в Европе цветком городской бедноты. Она оздоровляла сырой воздух в их жилищах и улучшала сон. Люди верили в лечебную силу садовой герани и любили её.
(39 слов)
________
Птенцы чайки
Птенцы вывелись и просят есть. Они смотрят на мир жёлтыми глазами. Но ничего вокруг не замечают. Они ищут красное пятно. Оно есть на клюве взрослой чайки. Птенец стучит носиком в клюв родителей. Для родителей это приказ. Надо кормить.
(40 слов)
________
Изюм
Изюм – это маленькие и очень сладкие сухие виноградинки. Их тщательно высушили на солнышке. До этого виноград привезли на завод. Там специальные машины удаляют мусор. Виноград сушится и сильно теряет в весе. Из сорта винограда кишмиш получается изюм без косточек.
(40 слов)
________
Постройка гнезда
Грачи строят гнёзда на вершинах высоких деревьев. Грач ищет хворостинку и летит с ней к гнезду. Грачиха остаётся караулить постройку. Потом грачиха летит, а грач остаётся. Принесут грачи сухие перья, положат их пышной кучей на ветках. Гнездо построено.
(40 слов)
________
Соболь
Соболь живёт в дуплах. Зимой он не спит. Бегает и ищет пищу. Но от гнезда далеко не уходит. В сильные морозы и метели соболь вялый. Ест соболь лесных полёвок, птиц, кедровые орешки. Из ягод он часто ест рябину и землянику.
(41 слово)
________
Воробей
Удивительная птица воробей! Кличут воробья воришкой и драчуном. Весной воробей часто залезает в чужое гнездо. Гнёзда он любит вблизи домов. Часто он залетает в скворечник. Но скворцы почти всегда его выгоняют. А воробей всё равно блестит глазками и весело кричит.
(41 слово)
________
Лубок
Лубок – это нижние слои коры деревьев. Ещё давно из лубка мастерили картинки. Такими картинками люди часто украшали свои жилища. Появились картинки в Москве. Уличные торговцы носили их в заплечных коробах. Эти коробы похожи на наши большие рюкзаки. Только сделаны они из луба.
(43 слова)
________
Ящерица ушастая
Вот ящерица ушастая замечает врага. Она широко разевает рот. В углах рта появились красные складки с белыми выростами. Так появился огромный зубастый рот. Кто отважится её тронуть? А если не помогло? Тогда эта ящерица может затрястись телом и утонуть в песке.
(43 слова)
________
Сорока
Сороку называют белобокой. У неё по бокам пёрышки белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные. Этим она похожа на ворону. Очень красив у сороки хвост. Он длинный и прямой. Перья на нём не просто чёрные. Они отливают зеленью. Нарядная птица сорока!
(43 слова)
________
Минеус
Паук минеус выходит на охоту с сачком. Сачок он сплетает из своей паутины. Он делает сеточку величиной с почтовую марку. Вечером он прячет сетку в ветвях и поджидает летунов. Вот увидел хитрец комара. Паук растянул лапками свой сачок и набросил его на жертву.
(44 слова)
________
Повадки скворца
Гнездо скворец устраивает глубоко в скворечнике. Он таскает туда мох и солому. Скворца лучше всего наблюдать ранним утром в саду или на огороде. Попробуйте подбросить скворцу червяка или кусочек хлеба. Скоро птица возьмёт корм из ваших рук или даже сядет на плечо.
(44 слова)
________
Деревья
Деревья – жители нашей земли. Они живут очень долго. У них есть своя память. Она заключена в годовых кольцах. Широкие кольца говорят об обильных годах. Узенькие кольца расскажут о годах засушливых. По количеству колец можно определить возраст дерева. Сколько колец – столько и лет.
(43 слова)
Контрольные диктанты
Диктант «Зима»
Наступила зима. Пушистым ковром лежит снег на полях и холмах. Деревья стоят тихо. В лесу замело все тропинки. По лесу можно ходить только на лыжах. Ударили сильные морозы. Река замёрзла. Ребята сделали большой каток. На катке всегда весело.
Грамматические задания
- Выписать из текста три слова с безударной проверяемой гласной в корне слова. Рядом записать проверочные слова, выделить корень.
- Спишите шестое предложение. Подчеркните главные члены предложения. Выпишите словосочетание.
________
По теме: «Предложение. Слово и его лексическое значение»
Осень
Дует сильный ветер. Небо в тучах. Целый день идет дождь. Кругом лужи. Птицы улетели в теплые края. Сороки скачут около домов. Настала скучная пора.
(26 слов)
Грамматические задания
- Подчеркнуть главные члены…
1 вариант - первого предложения
2 вариант – последнего предложения - Подобрать и записать…
1 вариант – синонимы к словам. Дети-……., огромный-…..
2 вариант- антонимы к словам. День- ….., громкий-….. - Записать 3 многозначных слова.
________
По теме: «Правописание безударных гласных в корне»
Воробей
Под крышей сарая было гнездо. Маленький воробей упал из гнезда. Он пищал. Рыжий кот Васька подкрался к малышу. Мать кинулась на врага. Она прыгала перед Васькой и била кота крыльями. Кот отступил.
(33 слова)
Грамматические задания.
- Поставьте ударение в словах
1 вариант - первого предложения
2 вариант - второго предложения - Вставьте и подчеркните пропущенную гласную, запишите проверочное слово, выдели корень во всех словах.
1 вариант. М.рской-….., л.сник- ….
2 вариант. Цв.тной-……., с.довник-….. - * Запишите 4 слова с безударными гласными, которые не проверяются ударением.
________
По теме: «Правописание слов с безударными гласными и буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Рыбаки
Была зима. Юра и дядя Игорь пошли на рыбалку. Вот река. Наши рыбаки стали ловить рыбу. Дядя Игорь поймал леща и щуку. У Юры в руках окунь. Хороша будет уха!
(31 слово)
Грамматические задания
- Поставьте ударение в словах
1 вариант - четвертого предложения
2 вариант - пятого предложения. - Выпишите из текста 3 однокоренных ( родственных ) слова, обозначьте в словах корень
- * Запишите 4 слова с безударными гласными, которые не проверяются ударением
________
По теме: «Правописание слов с парным согласным в корне слова»
Зимой
Зима. Мороз. На деревьях иней. Лед сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу.
Вдруг подул ветер. Хлопья снега упали с берез. Пролетела синичка. Каркнул ворон. По тропе пробежал заяц. Лисий след ведет в чащу. Под елью сугроб. Там спит медведь.
(41 слово)
Грамматические задания
- Выпиши 2 слова, в котором есть парный согласный звук в корне, рядом запиши проверочное, подчеркни эту орфограмму
- Подчеркнуть главные члены…
1 вариант - пятого предложения
2 вариант – одиннадцатого предложения - * Подбери и запиши однокоренные слова к слову
1 вариант - березка
2 вариант - мороз - Выдели корень во всех словах.
________
По теме: «Глагол»
Весна
Наступила весна. Светит теплое солнышко. Сугробы осели. На реке треснул лед. Мутная вода затопила низины. Журчат шумные ручьи. На деревьях надулись почки. Они пахнут душистой смолой. Прилетели грачи. Кричат веселые воробьи. Природа проснулась и ожила.
(36 слов)
Грамматические задания
- Указать части речи…
1 вариант - в четвертом предложении
2 вариант – в седьмом предложении - Выписать из текста глаголы, употребленные
1 вариант - в единственном числе
2 вариант – во множественном числе - 3*
1 вариант – подобрать синонимы к словам: «Простите-……, сиять-…., говорить-…..»
2 вариант - подобрать антонимы к словам. «Смеяться-……, отдать-…., говорить-….»
________
По теме: «Местоимение. Предлоги»
Скворцы
Мы работали на берегу Волги. Я жил в избе лесника. Наступила весна. Подул теплый ветер. Прилетели скворцы. Они устроились в дупле березы. Весь день работали птицы. Скворцы носили в гнездо перья, травку, сухой мох. Вечером они пели. Я любил слушать их песни.
(43 слова)
Грамматические задания
- Укажите части речи…
1 вариант – в первом предложении
2 вариант – во втором предложении - Подчеркните главные члены предложения…
1 вариант – в первом предложении
2 вариант – во втором предложении - * Запиши, как названы в тексте скворцы. Скворцы, ……
________
По теме: «Лексика, фонетика, грамматика и правописание»
Наша семья
Мы живём в деревне Дубровка. Стоят тёплые деньки. Утром мама уходит на работу. Мы все ей помогаем. Маленькая Аня на крыльце кормит кур. Мой брат Илья носит воду.
Папа в пруду поймал большогоо леща. Я чищу рыбу. Мы будем варить уху. Мы живём дружно. Я люблю свою семью.
(50 слов)
Грамматические задания
- Укажите части речи… (в тексте)
1 вариант - в пятом предложении
2 вариант – в седьмом предложении - Выпишите…
1 вариант - первое предложение
2 вариант – последнее предложение
… и подчеркните главные члены предложения. - * Запишите 1 слово с проверяемой безударной гласной в корне слова и 1 слово с парной согласной в корне, указав проверочные слова. Орфограммы подчеркните.